Учение о восхищении до великой скорби не было известно церкви до 19-го века. Считается, что оно родилась по откровению 15-летней Маргариты Макдональд из Порт Глазго, полученному ей во время 18-ти месячной болезни. Прикованная к постели Маргарет к тому времени была всего год, как христанка.
В ее откровении будто бы сообщалось, что избранная группа христиан будет восхищена перед приходом антихриста. Рукописный текст своего видения, датированный весной 1830-го года, девочка разослала в различные служения; в частности его опубликовал журнал "Утреняя Стража".
Сохранился печатный экземпляр рукописи видения, (здесь перевод) при внимательном прочтении которого НЕВОЗМОЖНО ОБНАРУЖИТЬ сколь-нибудь явное упоминание восхищения до скорби.
Тем не менее его обнаружил издатель "Утренней Стражи" шотландец Эдвард Ирвинг (1792–1834). В частном письме он сообщал, что видение имело на него огромное воздействие.
Надо сказать, что журнал Ирвинга публиковал до этого разные странные учения. Например, "Предсуществование человека"автор: 'WL' в публикации за 1830-й год, или "Церковь будет рождать новые поколения людей на небе для обитания в других мирах", автор "С". Или чего стоит например вот это: "Еврейская оккультная Каббала установлена на прочном основании", автор не указан. Или: "Зодиак выявит из светской науки убедительную демонстрацию хронологии Писания", автор не назван.
А вот сочинение самого Ирвинга: "Христос размножит людей через церковь на небесах, но не путем творения, а через мистическое рождение тем же способом, которым был рожден Христос"...
Поэтому ничего удивительного, что уже через 4 месяца после ознакомления с текстом видения своей соотечественницы Ирвинг торопится поместить на страницах "Утренней стражи" очередную сенсационную статью о 2-хэтапном возвращении Христа, где первым этапом должно стать тайное исчезновение церкви путем восхищения до великой скорби. Статья датирована сентябрем 1830-го года.
Нужно сказать, что в видении новообращенной девочки из Порт Глазго Ирвинг увидел скорее всего то, что хотел увидеть, потому что по всей видимости он заразился идеей скрытого пришествия Христа еще раньше, когда в 1827-м году перевел с испанского книгу изгнанного из Чили католического иезуита Мануэля Лакунзы (1731–1801) "Пришествие Мессии во славе и величии", где, впрочем, идея раннего восхищения звучит лишь раз в качестве намека.
Книга гонимого иезуита не стала популярной. Она, вероятно, так и осталась бы всеми забытой, как и множество других непопулярных книг до нее, если бы экземпляр сочинения Лакунзы не проник каким-то образом в Англию, где Эдвард Ирвинг и обнаружил его в библиотеке архиепископа Кентерберийского в Лондоне.
Наиболее вероятно, что Ирвинг не получил ясного представления о "поэтапном восхищении" из книги Лакунзы, однако даже минимальная информация, почерпнутая из этого источника стала пищей для ума падкого на новые идеи шотландца и помогла ему сформировать это новое учение.
Реформатор по натуре Ирвинг был открыт для свежих прогрессивных откровений в противовес догматичному учению Шотландской Церкви. Он стремился восстановить в церкви атмосферу свободы, пятигранное служение, Дары Духа (и это в 19-м веке!) и в то же время был слаб в том, чтобы не выходить в учении за ясные рамки Писания. Кроме того Ирвинг не имел надлежащей для своего времени мудрости для правильного различения.
Например его прихожане практиковали иные языки, истолкования языков, пророчества, видения, исцеления, но когда необычное течение церковного служения вдруг прерывалось еще более необычным криком какого-нибудь одержимого, вызывающим паническую реакциею паствы (а ведь он был еще и пастором), Ирвинг молился так: "О, Господи! Уйми смятение народа!" Подобные происшествия, правомочные с точки зрения Писания, тем не менее становились сенсацией дня, и газеты пестрели заметками, высказывавшими далеко не объективные суждения.
Используя яркий дар проповедника, Ирвинг начал публично провозглашать тайну вознесения святых, якобы обретенную им свыше. Многие пророческие заявления, что Иисус идет скоро и может придти в любой момент, производили на слушающих большое впечатление, из-за чего на некоторые из собраний Ирвинга собиралось до 10.000 человек.
Сенсационность нового учения привлекала много знаменитостей и влиятельных людей общества. Государственные министры, дворяне всех званий и сословий, известные богословы были буквально пленены его пылким красноречием. Здание с сидячими местами на 1000 человек было заполнено до отказа каждую неделю.
В то время, когда Эдвард Ирвинг проповедовал "новейшее откровение" о восхищении на пророческих собраниях в красивейшем Пауэрскорт, Ирландия, на них стал похаживать Джон Дарби.
После ряда личных контактов с Ирвингом организатор "Плимутских братьев" Дарби крепко ухватил свежую идею. Со временем он внесет в нее существенные дополнения. Дарби не станет спешить, как Ирвинг, и только в 1839-м представит измененную идею, как собственную.
До встречи с Ирвингом Дарби уже размышлял некоторое время назад над книгой Откровения во время вынужденного перерыва в служении после падения с лошади, и теория шотландца придется в этой ситуации, как нельзя кстати. На ее распространение Джон Нельсон Дарби потратит весь остаток жизни до 1882-го года. Для этого ему придется заплатить дорогую цену. Ведущие теологи "Плимутских Братьев" В.Ньютон и С.Треглс полностью отвергнут его новое увлечение.
В частности доктор Самуэль Треглс, один из самых известных знатоков греческого языка 19-го века, осудил теорию «раннего» восхищения, заявив, что она не имеет под собой никакого библейского обоснования. В 1864 году он смело заявил, что «такой доктрины нет в Слове Божьем, и она противоречит библейским откровениям». Он решительно противостал вновь изобретенному учению, видя, что оно отнимает у церкви елеонские наставления Христа, превращая их по его словам в «еврейскую мусорную корзину».
"Король проповедников" Сперджен и основатель "Армии Спасения" Бут также осудили это учение.
Нужно отдать должное Дарби, несмотря на потерю соратников, он оставался упрям и непреклонен внутри своей организации, не позволяя никому посягать на его особенный взгляд на восхищение. Дарби руководил "брэзренами", как сокращенно называли себя Плимутские братья, с решительной волей сюзерена. Было очень мало вопросов, рассмотрение которых могли вызвать столь же яркую вспышку страстей, как срок восхищения церкви.
Согласно пониманиям Дарби великая скорбь ожидала каждого, кто оставался непримирим к его доктрине. Такая участь, например, была обещана известному в будущем организатору сиротских приютов, а на тот момент плимутскому брату, Джорджу Мюллеру.
Гнев Дарби воспламенился следующим ходом мыслей Мюллера, курсив мой: "Я постоянный читатель библии, и я выяснил из нее, что то, чему я научен верить (верить доктрине Дарби) не всегда согласно с тем, что говорит моя библия. Это привело меня к выводу, что я вынужден прилепиться к моей прекрасной библии и только частично к Джону Дарби". Конец цитаты.
Дарби верил, что несогласные с ним должны будут страдать невыносимыми ужасами в течении последней седмины после тайного восхищения. В доктрине Дарби таковым не было места для 2-го шанса. Возможность покаяться и служить Богу будучи не взятым в восхищение была введена в эту доктрину более поздними усилиями ее не столь аскетичных промоутеров.
В то же время по воспоминаниям современников во всех остальных вопросах "Дарби имел добрый и скромный характер, а его сочувствие и щедрость по отношению к бедным не имели границ".
На определенном этапе своей миссионерской деятельности Дарби направил взор на Америку. С целью распространения своих оригинальных воззрений он посетил Новый Свет около семи раз. Его проповедь особого подхода к восхищению существенно пополнила ряды Плимутских Братьев. Большинство его последователей таким образом вышли из баптистских и пресвитерианских церквей. Усилия неутомимого ирландца возымели действие.
Немногим более полувека спустя, в 1909-м "факел" Джона Дарби на Американском континенте подхватил юрист Сайрус Скоуфилд из Далласа, который популяризировал взгляд Дарби на восхищение, придумав для этого оригинальную идею "библии с пояснениями". Этим Скоуфилд ответственен за самое широкое признание этой теории.
Труд Скоуфилда, непопулярный вначале, оказался в конце концов не напрасен, разразившаяся 1-я мировая война подогрела апокалиптические настроения среди населения, и библия, начиненная комментариями о скором тайном восхищении, разошлась огромными тиражами.
Факел просвещения масс "доскорбной " версией Сайрус Скоуфилд передал своему верному ученику Льюису Чейферу, который в 1924 году основал почтенную сегодня Далласскую богословскую семинарию.
В основу ее преподавания легли разработки главного Плимутского брата. Семинария десятилетиями учила тому, в чем не был до конца уверен ее президент. Джон Валворд, так его звали, позже письменно заявлял, что Писание не содержит явного учения о «раннем» восхищении Церкви.
Но что там Валворд, в это учение не верили ни реформаторы церкви, ни также выдающиеся проповедники прошлого. В их числе помимо уже упомянутых Лютер, Джон Весли, Джонатан Эдвардс, Кальвин, Уайтфилд, Уиклиф, Джон Нокс, Тиндейл, Ян Гус, Буньян, и другие. Не верила в него и ранняя церковь.
Известен взгляд на восхищение, которого придерживалась ранняя церковь… Это древнейший манускрипт на греческом языке — «Дидахе», или учение 12 апостолов. По анализу языка и содержанию рукописи, ученые датируют ее 70-90 гг. н.э.
В ранней Церкви «Дидахе» имело широкую известность; Климент Александрийский, например, не сомневался в апостольском авторстве произведения.
Последняя глава Дидахе содержит взгляд на последние времена. Приводя его, автор ссылается на стихи из Елеонской беседы (Мф.24):
«Будьте готовы, ибо не знаете часа, когда Господь ваш придет. В последние времена умножатся лжепророки и соблазнители, овцы обратятся в волков, любовь — в ненависть. Увеличится беззаконие, люди будут ненавидеть друг друга, будут гнать и предавать друг друга. А потом в образе Сына Божьего явится обольститель. Он будет творить чудеса и знамения, и земля будет предана в руки его. Он будет делать бесчинства, каких не видели от основания мира. Потом наступит час огненного испытания людей. Тогда многие будут мучимы и убиваемы. Устоявшие же в своей вере будут спасены... Затем явится знамение истины — первое знамение на небе, а потом — знамение гласа трубного, и, наконец, наступит воскресение мертвых. Тогда-то и узрит мир Господа на облаках небесных».
Фаат Янбулат.
|