|
|
Ангелы. Хоуп Прайс
Глава пятнадцатая
Точка зрения церкви
Карл Барт, известный швейцарский протестантский богослов этого века, сказал: «Церковь по-прежнему говорит нам очень многими способами, что в ангелах не надо сомневаться или отрицать их». На протяжении всей истории церковь включала в свою веру понимание служения ангелов. Однако, хотя многие деноминации допускают их существование и способность вмешиваться в наши жизни, они редко конкретно учат об ангелах.
Ранняя и средневековая теология развивала комплекс теоретической классификации ангельского мира. Псевдо-Дионисий, который жил в пятом веке, описал отдельные категории ангелов и разделил их на три иерархии, каждая из которых включает три категории - высочайшая: серафимы, херувимы и престолы; в середине: господства, силы и власти; и в конце: начальства, архангелы и ангелы. Основанием такого деления послужили Колоссянам 1:16 и Ефесянам 1:21, где эти названия упоминаются, но не разъясняются. Никто не знает ни точного времени псевдо-Дионисия, ни даже его настоящего имени, так как он выбрал написать под псевдонимом Дионисия Ареопагита, обращенным в веру Св. Павлом в Афинах в первом веке (Деяния 17:34). Однако влияние этой загадочной фигуры ясно видно по духовным сочинениям, начиная с раннего средневековья и далее.
Фома Аквинский, итальянский богослов тринадцатого века, известный как ангельский доктор, одобрил похожую схему ангельской иерархии псевдо-Дионисия. Он обсудил и написал об этом полно, но больше интересовался природой ангелов как отдельных духовных субстанций, занимающих пространство. Его писания были обширными; наиболее важная из его работ - «Сумма теологии» - систематическое изложение христианских доктрин. Это было официально принятое через Льва III (Папы с 795 до 816 г. н.э) учение римской католической церкви. В средние века в ангелов верили в широких кругах и принимали. Например, многие английские фермеры в тринадцатом веке нашли бы, что легче поверить, что ангелы посещают Великобританию, чем в жизни других фермеров во Франции!
Реформатор Мартин Лютер (1483-1546) был образованным монахом и священником. Он стал известным доктором теологии, в то же самое время он боролся с сомнениями по поводу своего личного спасения, несмотря на многочисленные трудные епитимьи. Его изучение Писания вели его к пониманию того, что мы спасены одной благодатью через веру в Иисуса, не нашими заслугами.
На предмет смерти Лютер сказал, что мы будем «только покоиться в Боге, также как мы сладко спим в этой жизни, под защитой Бога и ангелов, не боясь опасности, даже если будем окружены демонами». В другой раз он сказал: «Один ангел сильнее, чем все демоны, вместе взятые».
Совет Трента, который встречался в три этапа с 1545 по 1563 годы, решил, что ангелы вступаются за людей, и что хорошо и полезно призывать их молитвенно... с целью получения блага от Господа через Его Сына Иисуса Христа». Джон Кальвин (1509-64), французский реформатор, который много проповедовал в течение всей своей жизни, написал:
«С уважением к ангелам... забота и защита благочестия были переданы им. Поэтому они должны быть в повиновении Богу, стремиться к нашему спасению, и они только выполняют служение, порученное им посредством молитвы за нас. Бог говорит, что все ангелы следят за защитой праведных».
Кальвин видел, что ошибкой в очень многих учениях об ангелах была запутанная гипотеза, которая выстраивалась на протяжении веков и которая имела скудное сходство с библейским учением. Например, Библия конкретно говорит в Колоссянам 2:18 и Откровении 22:9, что мы не должны поклоняться ангелам или молиться непосредственно им. У христиан есть привилегия говорить прямо к Богу, потому что Иисус удалил барьер греха посредством Своей смерти и воскрешения.
29 сентября каждого года Св. Михаил и все ангелы упоминаются в церковном календаре, как в англиканском, так и в римском католическом. В этот день англиканская краткая молитва во время обедни звучит так:
«Вечный Господь Бог, Который установил и учредил служение ангелов и людей в удивительном порядке:
даровал, что Твои святые ангелы всегда служат Тебе на небесах, поэтому благодаря этому назначению они могут помочь и защитить нас на земле; через Иисуса Христа нашего Господа. Аминь»
Библейские чтения, гимны и проповеди в этот день особенно указывают нам на служение ангелов. Во время пения гимнов упоминания про ангелов могут нахлынуть на нас, как если бы это были просто слова, без нашего понимания важности этих великолепных существ:
«Ангелы и архангелы могут собраться здесь,
Серафимы и херувимы толпятся в воздухе».
Кристина Россетти
Небесные своды звенят при пении ангелов.
Эмили Эллиот
Ангелы в ярких одеждах откатили камень прочь.
E. Л. Бадри
Ангелы, из царства славы,
Ваши крылья летают по всей земле,
Вы, кто спели при творении земли,
Теперь провозглашаете рождение Мессии.
Й. Монтгомери
Ангельские голоса всегда поют вокруг Твоего трона света.
Фрэнсис Потт
Вы святые ангелы света,
Которые ожидают у Божьей десницы
Или через царство света
Летят по повелению Господа.
Ричард Бакстер
Присоединяйтесь к нашим веселым песням
С ангелами вокруг трона;
У них десять тысяч языков,
Но у всех один язык радости.
Исаак Уоттс
Прислушайтесь! возвещающие ангелы поют
"Слава новорожденному Королю"
Чарльз Уэсли
Римская католическая церковь учит об ангелах чаще, чем другие деноминации. Генеральный секретарь католической епископальной конференции Великобритании и Уэльса написал мне: «Церковь верит в существование ангелов и достаточно много говорит об их природе и роли». В «Ангелы - великолепные и могущественные» Афанасий Речеис, католический монах, написал в 1976 году: «Библия изображает ангелов в двух назначениях: (а) они предстоят перед Богом, воспевая Ему хвалу, и (б) они посылаются в мир, особенно к определенным людям, как вестники и исполнители Божьих указов (Евреям 1:14)». Он также написал: «Верующие христиане хотят даже сегодня отстаивать точку зрения, что это ангелы, потому что Библия и Церковь учат этому».
Официальная точка зрения римской католической церкви была заявлена 4-м Лютеранским собором (1215 г.) и подтверждена Ватиканским собором (1870 г.): «Мы твердо верим... что Бог — единственный источник всего видимого и невидимого, духовного и материального. Посредством Своей могущественной силы, в начале времен, Он сотворил похожим образом оба вида творения из ничего, духовное и материальное, которое представляют собой мир ангелов и физический мир». Праздник 29 сентября в римской католической церкви развился в особенное почитание ангелов, так что сейчас он называется днем «Святого Михаила, Гавриила и Рафаила, архангелов». Библия называет Михаила архангелом и говорит, что он «один из первых князей» и «князь великий». Гавриил, однако, называется ангелом, как и Рафаил, но последний упоминается только в апокрифах. Эти иудейские писания не были включены в Библию, так как они не являются такими же авторитетными, как Ветхий и Новый Заветы. Другой архангел, Иеремиил, и еще один ангел, Уриил, также упоминаются в апокрифах, но о них почти никогда не слышно сегодня. Гавриил и Рафаил — оба описаны как «стоящие в присутствии Господа» (Луки 1:19 и Товит 12:15).
Христианская Библия состоит из еврейского писания иудеев и Нового Завета, который представляет собой собрание книг, написанных об Иисусе и смысле Его жизни, смерти и воскрешении в жизнь вечную. Собрание книг, составляющие христианскую Библию, добавлялись в течение нескольких столетий и окончательно согласованы на совете в Карфагене в 397 году н. э. Во время реформации протестантская церковь рассмотрела апокрифы как поучительное чтение, как выразился англиканский апостол: «жизненный пример, но не устанавливающий доктрину»; в то время как римская католическая церковь включила апокрифические писания как часть Ветхого Завета. Что делает книги Библии отличающимися от всех других книг — это то, что они вдохновлены Богом, говорящим через людей, написавшими их, Который придал им Свой собственный истинный авторитет.
Протестантская точка зрения об ангелах суммирована профессором Луи Берхоф в его «Систематической теологии», впервые опубликованной в 1941 году:
«Есть явные свидетельства веры в существование ангелов с самого начала христианской эры. Некоторые из них рассматривались как хорошие, другие - как злые. Первые были в почете как личностные существа возвышенного порядка, наделенные моральной свободой, занимающиеся радостным служением Богу и используемые Богом для служения к благоденствию людей. В отличие от Бога, ангелы — сотворенные существа... как творения, они ограничены и имеют пределы, хотя они более свободны в отношении ко времени и пространству, чем человек... Они - личностные существа, наделенные интеллектом и волей... Хотя они не всеведущие, они превосходят людей в познаниях... Они всегда созерцают лицо Бога, являют собой пример для подражания в исполнении воли Бога и обладанию вечной жизнью... Можно с уверенностью сказать, что ангелы составляют неисчислимое множество, могучее войско. Полное их число было сотворено в начале; и оно больше не увеличивалось. Их обычное служение в первую очередь состоит в их прославлении Бога днем и ночью. Чрезвычайное служение ангелов стало необходимым при падении человека и представляет собой важный элемент в специальном откровении Бога. Они часто передают откровения Божьи, передают благословения Его людям и исполняют суд над Его врагами».
Мой муж Джефф, в качестве англиканского священника, помогал мне в сборе материала для этой главы. Она включает письма всех крупных христианских деноминаций в Великобритании. Некоторые ответили с горячим желанием помочь и положительно по этому вопросу.
Свободная Церковь Шотландии направила расшифровку стенограммы лекции, составленной преподобным профессором Джеймсом Фрэзером при открытии Свободного Церковного Колледжа в октябре 1982 года. Он кратко изложил веру относительно ангелов в Свободной церкви, дав ясную точку зрения на предмет об ангелах, включая следующее: «Как у неутомимых слуг Иеговы (другое имя Бога), служение ангелов непрерывно и разнообразно. Каким бы ни было приказание Господа, они исполняют его оперативно и эффективно. Они Его слуги не потому, что бесконечному Иегове требуется обслуживание. Что бы они ни делали, они делают это для ГОСПОДА. Но милосердное служение ангелов от имени народа Божьего не является незначительным или не частым. Хотя посещения ангелов могут быть отделены большим промежутком времени, их служение не ограничено их появлениями. Я верю, что в настоящее время продолжается служение ангелов церкви, которое мы большей частью не сознаем. Интерес к ангелам и их служению является здоровым, если он в рамках Писания; библейская оценка правильна и назидательна. Пренебрежение ангелами вообще означает остаться невежественными в важной части откровения Писания касательно обширной армии славных существ, с которыми мы разделим вечность, и которым мы даже сейчас обязаны тем, что они служат нам, благодаря Божьему приказанию, для того, чтобы мы наследовали спасение».
Преподобный Винн Льюис, главный руководитель элимской пятидесятнической церкви, ответил на запрос так: «Как деноминация, мы не имеем доктринальной точки зрения на ангелов сегодня, хотя в наших церквах мы твердо верим в посещения и служения ангелов. Мы верим, что они слуги Всевышнего, направляются, чтобы послужить Божьим детям на земле. Есть несколько случаев того, как они охраняли в тревожных ситуациях. Мы переживали их помощь во многих путях».
Официальная точка зрения армии спасения была направлена мне через их главного редактора - подполковника Максвелла Раяна, который написал: «Члены армии спасения обычно придерживаются библейского взгляда на ангелов и их деятельность в мире сегодня. Наряду с другими христианами, члены армии спасения верят, что ангелы — небесные существа, которые которые сотворены Богом для исполнения Его распоряжений. Они придерживаются точки зрения, что существуют также падшие ангелы, которые противодействуют Богу и человечеству, стремясь исполнить волю сатаны, который является их господином. Члены армии спасения считают, что ангелы, которые оставались верными Богу, не являются посредниками между Богом и человечеством — эта позиция закреплена за Иисусом Христом, Который «превосходнее Ангелов» (Евр.1:4) — но суть «служебные духи» (Евр.1:14). Служение ангелов людям может принимать разные формы, на что указывают библейские записи их взаимодействия с человечеством».
Бэзил Варнэм, главный администратор ассамблеи Божьей, ответил: «Должен сообщить, что мы не издали никаких официальных доктринальных документов по нашей позиции относительно ангелов. Однако, у меня нет никаких сомнений в том, что если спросят, общая точка зрения наших служителей и прихожан будет та, что они твердо верят в служение ангелов в наши дни, потому что это есть в Библии. В частности, приходит на память Евреям 1 глава. Время от времени мы слышим о происшествиях в двадцатом веке, в которых видели ангелов. Искренние христиане свидетельствовали о вмешательствах этих небесных существ, часто во время кризиса, и мы радуемся, слыша о Божьем ответе на нужды Его людей через служение ангелов».
В первые годы миссионеркой работы среди моряков, жена и сестра одного из судового священников, преподобного Уильяма Кингстона, вместе выбирали эмблему миссии. Они сделали флаг 27 февраля 1858 года, на котором, в том числе, был изображен летающий ангел, на основании Откровения 14:6: «И увидел я другого Ангела, летящего по средине неба, который имел вечное Евангелие, чтобы благовествовать живущим на земле и всякому племени и колену, и языку и народу».
Мать Александра, которая является игуменьей православного монастыря Преображения в Эллвуд-Сити, штат Пенсильвания, написала книгу в 1987 году под названием «Святые ангелы».
«Ранним утром, когда мне было 7 лет, я увидела ангелов. Я так же уверена в этом теперь, как и тогда. Я не спала и не представляла себе эти вещи. Я точно знаю, что они были там, ясно, четко, определенно. Я не была ни удивлена, ни испугана. Я даже не была в трепете — я была только очень рада. Я хотела поговорить с ними и дотронуться до них. Ангелы - грандиозная реальность. Их деятельность среди нас стала для меня жизненной, позитивной реальностью»
Эта православная монахиня родилась в 1909 году в Бухаресте, Румыния, она была младшей дочерью короля Фердинанда и королевы Марии. Ее описывают как «красивую женщину королевского достоинства».
Новая сеть церквей и апостольские церкви придерживаются евангельской и библейской точки зрения относительно ангелов. Джеральд Коатес — директор первопроходцев, который «посвящен содействию динамичному и эффективному христианству». Джеральд сказал: «Единственная наша доктринальная точка зрения на ангелов — это то что они играли важную роль в Ветхом Завете и очень знаменательную часть в служении Иисуса — поэтому мы все еще верим, что они действуют сегодня. Наше понимание весьма просто — что ангелы действую сегодня таким же образом, как они действовали на протяжении Ветхого и Нового Заветов, и поэтому мы ожидаем, что они будут действовать и сегодня. На западе в целом наш уровень веры очень низкий, и наше духовное восприятие туманное. Но мы сами верим в роль ангелов в наши дни».
Байзилия Шлинк, автор многих книг, основатель распространенной во всём мире евангельской сестринской общины Марии в Дармштадте, Германия. Следующая выдержка из ее книги «Невидимый мир ангелов и демонов» использована с ее разрешения.
«Божьи ангелы — яркие и светящиеся существа, излучающие свет и отражающие славу Божью. Часто, когда ангелы появляются видимым образом, люди падают на землю, сраженные их блеском, великолепием и силой. Через ангелов они сталкиваются с Божьей святостью. Все вокруг них восхваляет красоту, славу, величие и всемогущество Бога. Сегодня мы забыли о том, какая возвышенная позиция ангелов перед Богом. Мы не относимся к ангелам с более сильным почтением, а также не боимся демонов. Оба отношения подвергают нас большим нападениям демонов и причиняют нам много вреда и страданий. Каким источником силы это было бы для нас — знать, что святые армии небес, ангелы, сражаются от имени всех нас, слабых смертных!»
Баптистская деноминация — союз независимых церквей. Как таковое, есть только базисное исповедание доктрин, придерживаемое повсеместно, но все баптисты верят в учение Библии. Эта точка зрения выходит за рамки конфессиональных границ, объединяющей тех, кто верит и исповедует благую весть Иисуса Христа. В ангелов верят и принимают ту роль, которую они играют во всей Библии, и в их значимость сегодня. Один из самых известных баптистов в Америке — доктор Билли Грэхем, всемирно известный евангелист. Он написал несколько книг об ангелах; хорошая и информативная книга - «Ангелы — Божьи секретные агенты», изданная в 1975 году.
Официальные учреждения Объединенной Реформаторской Церкви, Методистской Церкви и Религиозного Общества Друзей (Квакеры), - все ответили, что на официальном уровне ангелам было уделено не так много внимания. Однако, я получила сообщения о встречах с ангелами от членов всех трех деноминаций.
В целом, церковное представление об ангелах получено из библейского учения их близости с Богом и их ценности в помощи нам. Святой Дух показывает нам нашу нужду в Иисусе и Его глубокую любовь к нам. Верное служение ангелов основывается на их любви к Богу, поэтому их служение нам отвечает Божьей воле.
перевод Светланы Никифоровой.
продолжение следует...
| |
|
|
|